Рекомендуемая литература

НАШИ СТАТЬИ:

Французский язык в языковой школе

Зачем изучать иностранные языки?

Французский язык как средство международного общения

Эмиграция во Францию: особенности изучения языка

Архив статей



ФРАНЦУЗСКИЙ КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР
109189 Москва
Николоямская, 1
Здание Библиотеки иностранной литературы.
Вход центральный.


Ещё центры изучения французского языка

Объявления

Смотрим вместе

Французские мультфильмы



Связь с руководством сайта: director@frenchlang.ru




 
Французский со школьной скамьи

Знание французского языка было обязательным для классического образования в России XIX века. Считалось хорошим тоном читать Бальзака и Мопассана в подлиннике и общаться на французском, как на родном. Сейчас эту традицию поддерживают школы с углубленным изучением французского языка.

Виды школ

В качестве второго и даже третьего языка французский преподают во многих школах. Но в этом случае ребята получают только базовые знания. Чтобы изучить его основательно, нужно поступать:

• в школу с углубленным изучением французского языка с первого класса;

• в лингвистическую школу или гимназию с углубленным изучением иностранных языков; здесь французский может быть основным или вторым языком (но и на него отводится времени больше, чем в общеобразовательных школах – до трех часов в неделю).

Интересно, что выпускники «французских» школ хорошо владеют еще и английским. Большинство же «англичан» могут похвастать знанием только одного языка. Этот парадокс преподаватели объясняют тем, что статус английского как международного языка часто лишает ребят стимула для изучения других иностранных.

Подготовка к поступлению

В некоторых государственных и частных школах существуют подготовительные группы для детей 5,5-6,5 лет. Занятия проходят два раза в неделю по 2-2,5 часа. Здесь преподаются такие предметы, как математика, письмо, чтение, развитие речи, рисование, лепка и др. «Помимо элементарных знаний, необходимых для поступления в конкретную школу, на этих занятиях дети учатся общаться, привыкают к учебе, – рассказывает Галина Разумихина, заместитель директора по иностранным языкам школы 1225. – Кроме того, в программу для малышей включены и 30-минутные уроки по французскому языку».

Обучение в подготовительных группах при государственных школах платное – около 1200 руб. в месяц. В частных учебных заведениях эта услуга стоит дороже – порядка 500 руб. за каждое занятие. Причем здесь французский язык не является обязательным, его преподают по желанию родителей.

Кстати, ни на этом этапе, ни на собеседовании в школе невозможно сделать вывод о лингвистических способностях ребенка. По словам педагогов, до 50 % успеха в освоении языка зависит от усидчивости и старательности.

А способности можно развить с помощью... математики – для изучения иностранного языка требуется логическое мышление.

Тест или экзамен?

Процедура поступления во многом зависит от типа учебного заведения. Школы с углубленным изучением французского могут принимать детей разного возраста.

С первого класса. Таких учебных заведений большинство. «Достаточно пройти собеседование, – говорит Алла Потанская, директор школы 1267. – Это не тестирование знаний, которое предполагает жесткий отбор, а всего лишь знакомство с ребенком и родителями. Наша задача – определить общий уровень развития будущего первоклассника».

Оценивается он по нескольким критериям.

• Готовность к школе. Необязательно знать французские поговорки и читать на французском, но развитие ребенка должно соответствовать возрастной норме. Хорошо, если он знает наизусть стихи, умеет читать, решает простенькие задачки на сложение-вычитание.

• Состояние здоровья и психологическая зрелость. Ребенок должен будет справляться с нешуточной нагрузкой: шестидневной учебной неделей, объемными домашними заданиями. А если школа находится далеко от дома, придется рано вставать и долго добираться, что тоже может сказаться на самочувствии и, соответственно, на успеваемости.

• Логопедические нарушения. Они больше характерны для «домашних» детей, которые не посещали детсады и подготовительные отделения. Специалист проверяет фонематический слух, четкость произношения различных звуков. Проблемы с речью затруднят ребенку обучение. Иногда это может стать причиной отказа в приеме. Но необязательно. Поскольку изучение иностранных языков часто помогает справиться с логопедическими дефектами, некоторые учебные заведения принимают детей даже с нарушениями слуха.

С пятого класса. В этом случае предусмотрено вступительное тестирование. Педагогам необходимо оценить, с каким багажом знаний пришли к ним дети. Светлана Ряполова, заместитель директора по иностранным языкам гимназии 1541: «Главное требование к поступающим одно – чтобы в начальной школе они учились по программе с углубленным изучением французского языка. Дети сдают тесты по математике, русскому и французскому. Проверяется знание грамматики и способность ребенка работать с текстом: понять его содержание, структуру, найти нужные слова и т. д. Кроме того, ученики проходят психологическое тестирование: оценивается умение работать, внимательность и собранность». Нельзя сказать, что единственный критерий при приеме – знание французского. Языковой тест ребенок может сдать хорошо, а по другим основным предметам до уровня школы недотягивать – и в итоге останется «за бортом». Если есть свободные места, можно поступить не только в пятый класс, но и позже. Однако написать тесты будет сложнее, поскольку в средней школе начинается изучение второго иностранного языка – при поступлении придется сдавать и его.

С восьмого-девятого классов. Обычно это лицеи или школы с лицейскими классами. Скорее всего, при поступлении придется сдавать экзамены по русскому, иностранным языкам и математике. Требования здесь намного выше, поэтому и отсев больше. А конкурс достигает трех человек на место.

Нагрузка

Изучение французского языка в первом классе начинается с двух часов в неделю. Эти уроки предполагают общее знакомство с языком. В некоторых школах можно заниматься дополнительно в платных группах: 8 уроков в месяц обойдутся родителям в 900-1000 рублей.

С пятого (иногда с третьего) класса в программу обучения вводится второй иностранный язык, обычно английский.

Нагрузка небольшая: час в начальной школе, два-три – в старших классах. Оба эти языка принадлежат к одной языковой группе и, поскольку у ребят уже есть определенный лексический запас, они легко узнают до 50 % новых для них английских слов. Основная задача в изучении английского после французского – скорректировать и поставить произношение.

В средней школе количество уроков иностранного языка увеличивается до пяти-шести в неделю. В старших классах к ним добавляются нестандартные предметы, которые так или иначе связаны с Францией. В школе 1267 это культура Франции, в школе 1286 – москвоведение на французском языке, в школе 1225 – искусство Франции.

В число спецпредметов может быть включена и французская литература XIX-XX веков, с которой старшеклассники знакомятся в подлиннике. Иногда предлагается бизнес-курс: ученики на французском языке составляют резюме, участвуют в ролевых играх (проводят переговоры, собеседования). Практическая направленность этих знаний позволяет быстрее и легче освоить деловую лексику.

Другие «французские» предметы:

• история Франции и франкоязычных стран
• литературный и технический перевод с французского и на французский
• экономика и предпринимательство
• граждановедение на французском языке
• французская и российская молодежь: общие проблемы, интересы и увлечения
• гид-переводчик по Москве
• Франция и ее провинции
• основы перевода и др.

Эти предметы вызывают большой интерес школьников, и успеваемость по ним порой даже выше, чем по обычным языковым.

Пятая четверть

Во многих школах есть театры, в которых ставятся пьесы на французском языке, работают факультативы и кружки, организуются различные мероприятия для знакомства детей с Францией и ее культурой: например, посещение Французского квартала на Кузнецком Мосту или выставки французских художников. Даже экскурсии в Третьяковскую галерею или музей им. А.С. Пушкина проходят на французском языке.

Школы знакомят учеников с перспективами изучения языка, приглашают на встречи выпускников, которым пригодилось знание французского для работы в различных международных и российских компаниях, туристическом бизнесе, науке и т. д.

Старшеклассники некоторых школ продолжают заниматься и летом.

«Сразу после окончания учебного года три недели ребята работают в творческих мастерских, – рассказывает Наталия Потапова, заместитель директора по французскому языку школы 1286. – Переводят художественные, публицистические тексты, технические инструкции с французского на русский и наоборот».

Еще одна возможность лучше узнать страну изучаемого языка, а заодно и получить разговорную практику – межшкольные обмены. Такая стажировка включает в себя экскурсии по музеям, осмотр достопримечательностей, посещение школы-партнера, общение с французскими сверстниками и семьей, в которой дети проживают.

Поскольку виза для школьников бесплатная, они оплачивают только авиабилеты в обе стороны и организационный сбор.

Алена Казакова, журнал Куда пойти учиться

Язык: образование или профессия?



 
(с) 2010 - 2024 Французский язык. Методика обучения французскому.
Редактор – А.Митин (mitin@frenchlang.ru)
По вопросам рекламы обращаться на reklama@frenchlang.ru

Rambler's Top100 Французский язык.ru